Ученые выяснили, как обеспечивается запоминание опасных для жизни ситуаций. Специалисты считают, что точно таким же образом работает долговременная память. Традиционное "повторение - мать учения" работает и на молекулярном уровне.
Высшая нервная деятельность осталась одной из немногих областей биологии, которая за последние тридцать лет практически не приобрела новых принципиальных теорий и гипотез. Совершенствуются и появляются новые методы исследования, подобные функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ), электроэнцефалографии и доплеровскому картированию, позволившие уточнить функции отдельных структур и областей мозга. Но знания механизмов, лежащих в основе физиологических процессов, пока не хватает для того, чтобы нарисовать целостную картину.
То же самое относится и к памяти. Длительное время господствующая теория возникновения новых и укрепления старых нейронных цепей и сетей не была никем опровергнута, хотя частично доказана была только недавно.
На этот раз американские ученые нашли материальную основу долговременной памяти, обеспечивающую стабилизацию и усиление этих самых связей при обучении. Ими стали особые рецепторы AMPA, включающиеся в структуру синапса между нужными нейронами.
То, что за память отвечает именно синапс, было показано этой же командой специалистов под руководством Марка Мэйфорда из института имени Скриппса в августе прошлого года. Тогда они выяснили, что при запоминании в синапсе появляются новые структуры из белка, роль и происхождение которых ещё предстояло установить.
Этот белок синтезировался самим нейроном при возбуждении и транспортировался по отростку к синапсу - межклеточному контакту, отвечающему за передачу возбуждения, а следовательно, и информации.
Во всех синапсах это происходит за счет медиатора, в данном случае глютамата, который высвобождается окончанием одной клетки, попадая в синаптическую щель. Через доли секунд он связывается с высокоспецифичными рецепторами на мембране следующей клетки, приводя к открытию ионных каналов и распространению возбуждения (в редких случаях - торможения).
В своей новой работе Мэйфорд и его коллеги исследовали эти структуры от зарождения до конечного местоположения.
Долговременная память у мышей вырабатывалась павловским способом с начала века. Правда, американцы не кормили своих подопечных, а оглушали 85-децибельным звуком, присовокупляя к этому "небольшой" электрический разряд в 0,75 мА. Перед этим мышей помещали в клетку другой формы, а потому она ассоциировалась у грызунов с этими неприятными процедурами. Кстати, выработка памяти, отвечающей за страх, методом кнута оказалась эффективней "пряника" Павлова - достаточно было только 4-х повторений вместо 7-8.
Изысканиям были подвергнуты специально подготовленные мыши, у которых ген рецептора к глютамату был связан с геном зеленого флюоресцирующего белка. То есть в синапсах, где бы появился рецептор, можно наблюдать зеленое свечение.
Поскольку вопрос воспроизведения для животных остается спорным, и обычно нельзя сказать, вспомнило ли оно что-то или придумало заново, то после процедуры обучения ученые блокировали работу обоих генов, стабилизировав тем самым работу нейронов. Это позволило "зафиксировать" состояние нервной системы через некоторое время после обучения и относить все наблюдаемые в дальнейшем явления к последствиям тренировки страхом.
Ну а увидели специалисты то, что и предполагали. Рецепторы синтезировались во время обучения и транспортировались к определенным синапсам гиппокампа - именно к тем, которые отвечают за память, и в которых и были обнаружены эти структуры в прошлой работе.
АMPA рецепторы встраивались не абы как, а точно в "шипики", формирующие одну из стенок синапса на "принимающем" сигнал нейроне. Такие шипики известны в трех разных видах, называемых тонкими, пенькоподобными и грибовидными.
Следы привели ученых только к грибовидным, позволив теперь сделать выводы о роли этих структур.
Эти же области активировались и при повторном помещении в "клетки страха" даже без поддержки шоковым стимулом, что подтвердило их главную функцию - образование долговременной памяти.
Ученые не предложили способа, как улучшить память или упростить запоминание, но все выявленные изменения исчезали в течение нескольких дней без соответствующего подкрепления, так что стандартную схему зубрежки и "повторение - мать учения" ещё никто не отменял.