Эти вирусы не позволяют образоваться остальным звеньям пищевой цепи. Работа исследователей опубликована в журнале Nature. Основные результаты приводит журнал New Scientist.
Исследование, проведенное в 1998 году, показало, что от 30 до 45 процентов всех бактериальных источников углерода содержится в глубоководных бактериях, обитающих в верхних слоях донных отложений.
Помимо углерода бактериальная биомасса богата азотом и фосфором. В то же время, в других работах было выявлено, что эти запасы практически не используются другими обитателями глубин. До сих пор ученые не могли объяснить этот парадокс.
Роберт Дановаро из Политехнического университета Марке и его коллеги собрали образцы морского дна в разных частях планеты. После проведения анализов выяснилось, что в верхних слоях донных отложений (несколько сантиметров) содержится огромное количество вирусов.
Расчеты показали, что, в среднем, один грамм отложений содержит около миллиарда вирусных частиц. Это значение оставалось практически постоянным независимо от место отбора образца.
В частности, исследователи проверили грунт прибрежных зон и отложения с глубины около шести километров.
Большая часть обнаруженных вирусов инфицировала бактерии. Такие вирусы получили название фагов. Попав в бактериальную клетку, вирус подстраивает под себя ее генный аппарат и "заставляет" копировать вирусные гены и синтезировать вирусные белки.
Когда клетка заполняется готовыми вирусными частицами, ее стенка разрывается, и они выходят наружу. Таким образом, заключенные в клетке питательные вещества попадают в окружающую среду, а не к другим организмам.
В таком виде использовать их могут только другие - еще неинфицированные - бактерии. Исследователи установили, что активность вирусов возрастает с глубиной.
Данная работа перекликается с недавними исследованиями, в которых было показано, что на бактериях, обитающих в морских гидротермальных источниках, известных как "черные курильщии", также паразитируют фаги. До сих пор в микроорганизмах морских экосистем не удавалось обнаружить фагов.