Ученые изучали психологию людей, лишившихся чувства контроля над ситуацией.
Они просили одну группу добровольцев вспомнить ситуации, когда они не могли контролировать развитие событий, например, во время серьезной аварии на дороге.
Другую группу просили вспомнить случаи, когда они ощущали полный контроль над ситуацией, например, когда приходили на экзамен отлично подготовленными.
Затем испытуемым показывали изображения, которые содержали либо случайный набор большого количества точек, либо еле видимые изображения предметов, "спрятанные" среди точек.
Выяснилось, что люди, ощущавшие контроль над ситуацией, на 95% правильно определяли "спрятанные" изображения и отличали их от случайного набора точек.
Добровольцы, вспоминавшие потерю контроля над ситуацией, видели изображения предметов в случайном наборе точек в 43% случаев.
"Люди видели ложные изображения, что говорит о том, что недостаток контроля приводит к физиологической потребности порядка, пусть даже воображаемого", - считает руководитель исследования Дженифер Уитсон из Техасского университета.
По словам ученых, при потере контроля люди часто склонны к иррациональным решениям и действиям.
Это также объясняет популярность астрологических прогнозов во время общественных кризисов, когда люди хватаются за любую возможность установления порядка и связей.
«Чем меньше человек контролируют ситуацию, тем более вероятно, что он будет искать порядок с помощью умственных усилий. Ощущение контроля настолько важно, что его потеря вызывает сильнейший страх», - считает один из авторов исследования Адам Галинский из Северо-западного университета.
«Несмотря на то, что восприятие в этот момент часто становится ошибочным, человек ищет любое подобие порядка, что удовлетворяет глубокую психологическую потребность», - утверждает ученый.
Ученые также выяснили, что люди способны вернуть ощущение контроля над ситуацией с помощью мысленных действий.
Исследователи заранее выясняли у испытуемых значимые для них ценности. В ситуации потери контроля часть добровольцев просили вспомнить о чем-нибудь значимом для них, а другую часть - о чем-то не значимом.
Оказалось, что воспоминания о чем-то не значимом не влияло на ситуацию, а воспоминания о значимых вещах восстанавливали ощущение контроля.
В этом случае способность у добровольцев различать "спрятанные" изображения и случайный набор точек на картинках полностью восстанавливалась.